Про йогу

Четыре Благородных Истины

Сансара или колесо Сансары — понятие, благодаря которому объясняется многое в практике. Мир не постоянен, он всё время меняется, в том числе из-за условий обмана Сансары. Колесо Сансары находиться в объятиях Бога Мары, который влияет на наше сознание различными способами.

Мир желаний – это первый уровень сансары. В него входят миры адов, голодных духов, животных, людей, полубогов и богов. Все существа мира желаний связаны четырьмя страданиями: рождением, старением, болезнью и смертью.

Мир желаний называется так потому, что все живые существа находятся под влиянием пяти объектов желания: объектов формы, вкуса, запаха, звука и осязания. Являясь обитателями мира желаний, мы привязываемся к этим объектам и попадаем под сильное их влияние, которое зачастую даже не осознаём. Из-за такого обуславливания каждое чувственное ощущение отвлекает нас от нашей истинной природы, и мы становимся не способны воспринимать реальность такой, какая она есть.

Из-за своих кармических отпечатков жители адов, голодные духи и животные не подходят для вступления на путь сострадательных существ. В аду рождаются из-за сильной обусловленности гневом и из-за недобродетельных поступков, совершённых под его влиянием.

Мир животных мы делим на тех, кто живет в воде и на земле. Существа этого мира не подходят для вступления на путь освобождения из-за ограничений в способности различать благие и неблагие действия тела, речи и ума.

Существа двух высших миров – боги и полубоги – наслаждаются изобилием комфорта, богатства, здоровья и дружеского общения. Однако полубоги омрачены постоянным, не дающим покоя ощущением собственного более низкого положения и недостаточности по отношению к миру богов и его радостям. Не в состоянии избавиться от этого чувства неудовлетворённости, они испытывают мучительную зависть и ревность, из-за чего воюют и между собой, и с жителями мира богов. Страдания богов включают в себя два аспекта. Во-первых, они чувствуют страх потери из-за постоянных войн с полубогами. Второй аспект заключается в падении в низшие миры. Жители мира богов окружены изобилием и никогда ни в чём не нуждаются, и, как следствие, теряют способность ясно видеть страдания своего существования и ощущать потребность в пути к освобождению. Большинство из них не стараются очистить свои существующие кармические отпечатки, а значит, им нелегко вступить на путь сострадательных существ. Поскольку кармические отпечатки продолжают существовать, это становится причиной их дальнейших перерождений в сансаре.

В мире людей мы зависим от удовлетворения наших органов чувств. Наиболее сильное желание, которое мы испытываем, это сексуальное притяжение между мужчиной и женщиной, и их соединение в сексуальном союзе – самое сильное удовольствие.

В мире людей у нас есть возможность обладать свободами и преимуществами, что делает возможным следование по пути практики. Условия в этом мире наиболее благоприятны для того, чтобы осознать страдания сансары и сформировать стремление освободить от них себя и всех существ. Осознание того, что все явления сансары подчинены страданиям – это Первая Благородная Истина. Это истина о страдании. Такое осознание обретается посредством трёхчастной практики: слушания учений, размышления об услышанном и медитации на то, что мы поняли.

Четыре вида страданий, которые мы испытываем, это рождение, старение, болезнь и смерть. Рождение считается страданием, потому что для того, чтобы родиться, нужно пройти через переходное состояние между этой и следующей жизнью. Большинство из нас при рождении испытывают сильные мучения и смятение, потому что мы оказываемся в совершенно незнакомой обстановке, сталкиваемся с пугающими видениями и больше не можем контактировать со своими близкими. Кроме того, мы страдаем из-за того, что у нас больше нет физического тела, к которому мы так привыкли, и мы жаждем безопасного укрытия в новом физическом теле. А переродившись в утробе матери, мы снова должны привыкать к новым условиям и новому физическому существованию. Это снова приводит нас в смятение, нам приходится жить в полной темноте. Рождаясь, мы вынуждены оставить знакомое тепло, комфорт и мягкость утробы матери. И первое, что делает большинство из нас, как только рождается на свет, – плачет. Затем всю нашу жизнь мы будем подвержены четырём неопределённостям относительно нашего времени, места и условий смерти, а также касательно, того, кто будет с нами в момент смерти.

Помимо четырёх перечисленных видов страданий, в мире людей присутствуют четыре дополнительных страдания: от разлуки с тем, что имеем и с любимыми; от встречи с тем, что нам не нравится; от неполучения желаемого; страдание, связанное с пятью скандхами. Мы страдаем от утраты, которую ощущаем из-за привязанности к условиям, а они постоянно меняются. Страдание пяти скандх мы испытываем из-за сильной привязанности, основанной на двойственности принятия и отвержения относительно объектов чувств. Например, мы хотим видеть и ощущать прекрасные виды, приятные звуки, запахи и вкусы, мягкие тактильные ощущения и страдаем, если не имеем таких условий.

Понимание того, что страдания возникают вследствие двух типов заблуждения, а также вытекающих из этого неблагих поступков, – это Вторая Благородная Истина. Осознание возможности освободиться – это Третья Благородная Истина. И когда мы по-настоящему понимаем и принимаем, что страдание возникает из причин, и что оно является непостоянным и пустотным, мы открываем дверь к пути освобождения. Этот путь и есть Четвёртая Благородная Истина.

По материалам сайта «Чистые земли» https://bon.su/articles/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *